Мопся (mopsia) wrote,
Мопся
mopsia

Всё лето в один день

Честно признаться, я не очень люблю творчество Рэя Брэдбери. Не люблю с тех пор, как в детстве посмотрела жутковатый мультфильм, созданный по его постапокалиптическому рассказу «Будет ласковый дождь». Но не пойти на премьеру спектакля «Всё лето в один день» (по одноимённому рассказу Рэя Брэдбери) в моём любимом театре «Ковчег» я, разумеется, не могла. За пару дней до спектакля я прочитала этот короткий фантастический рассказ (англ. All Summer in a Day, впервые опубликован в 1954 г.). и удивилась – как можно поставить по нему целый спектакль?! Но, оказалось, можно.

Действие рассказа происходит в школе на Венере. Солнце здесь можно увидеть один раз в семь лет, а в остальное время идут дожди. Всем детям, описанным в рассказе, по девять лет, и из них почти никто не помнит, как выглядит Солнце. Учительница объясняет: в последний раз они видели Солнце, когда им было около двух лет. Единственное исключение – девочка Марго: она прилетела на Венеру пятью годами ранее, до этого жила в Огайо, поэтому хорошо помнит Солнце. За это её не любят остальные одноклассники и сторонятся её. И в тот день, когда Солнце должно было появиться всего на час, одноклассники запирают Марго в чулане, лишая её возможности увидеть солнечный свет.




В постановке сохранена сюжетная канва рассказа, однако добавлен целый ряд дополнительных эпизодов, раскрывающих и иллюстрирующих его отдельные элементы. Например, горький и надрывный монолог учительницы, измученной бесконечными ливнями. Или урок в школе, во время которого дети механическими голосами дают заученные ответы на вопросы учительницы о том, что такое доброта, милосердие, любовь, но спотыкаются на дополнительном вопросе «Приведите пример из личного опыта».



Или начало нового дня под бодрый механический голос диктора: «Доброе утро! Утро на Венере всегда доброе! Искусственные солнца работают в обычном режиме!». И такое же механическое окончание дня: "Включаю спящий режим! Всем занять свои места!". Или эпизод, в котором дети записывают видеосообщения для родителей – и тут же стирают их, не находя нужных слов или не попадая в нужную тональность. Каждый из них погружён в свою боль, свою тоску, свои детские обиды, и никто не может, да и не хочет услышать другого. Их не по-детски горькие жалобы и упрёки повисают в безвоздушной пустоте. Словом, структура постановки значительно сложнее структуры короткого рассказа.

Прогнозы учёных оправдались - и вот дети впервые за всю свою недолгую сознательную жизнь видят Солнце.

Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой упругий матрац, который вздыхал под ними, и скрипел, и пружинил. Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и в салки, но главное - опять и опять, жмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слезы, и тянули руки к золотому сиянию и к невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть, и слушали, слушали тишину, что обнимала их словно море, блаженно спокойное, беззвучное и недвижное. Они на все смотрели и всем наслаждались. А потом, будто зверьки, вырвавшиеся из глубоких нор, снова неистово бегали кругом, бегали и кричали. Целый час бегали и никак не могли угомониться. И вдруг... Посреди веселой беготни одна девочка громко, жалобно закричала. Все остановились. Девочка протянула руку ладонью кверху.
- Смотрите, сказала она и вздрогнула. - Ой, смотрите!
Все медленно подошли поближе. На раскрытой ладони, по самой середке, лежала большая круглая дождевая капля…


Ещё хотелось бы сказать несколько слов о финале спектакля. Рассказ заканчивается так:

Под холодный шум дождя они медленно прошли по коридору. Под рев бури и раскаты грома перешагнули порог и вошли в ту дальнюю комнату, яростные синие молнии озаряли их лица. Медленно подошли они к чулану и стали у двери.
За дверью было тихо. Медленно, медленно они отодвинули засов и выпустили Марго.




Финал спектакля намного сложнее. Марго, без всякой своей вины запертая в чулане и лишённая долгожданного Солнца, не ожесточилась и не возненавидела бессердечных одноклассников. Наоборот, она их утешает – потому что теперь и они увидели Солнце! И не только утешает, но и показывает, как можно создать собственное маленькое солнышко – надо хорошенько потереть ладони друг о друга, и тогда между ними возникнет невидимый тёплый шар. Постепенно дети оживают, словно напитавшись этим незримым теплом, и начинают перебрасываться рукотворными солнечными шарами, а потом выстраиваются вдоль сцены и бросают свои «солнышки» в зрительный зал. Это означает, что в отсутствии Солнца каждый человек должен быть живым солнышком, самостоятельно генерировать свет и тепло и щедро делиться им с окружающими, ничего не требуя взамен – так же, как это делает далёкое и бесконечно прекрасное небесное светило.
Tags: Записки театрального мопса
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →