Мопся (mopsia) wrote,
Мопся
mopsia

"Воронья роща"

А не соскучились ли дорогие читатели по театральному Мопсу и его рецензиям?
*преизящно расшаркивается и поправляет бархатный бант*

Итак, 15 мая мы по приглашению elika и в славной компании с veronika_stef , galagan_e с подругой и dymchataya побывали в театре «Странник» на спектакле «Воронья роща» по пьесе А. Вампилова. Это была выпускная дипломная режиссёрская работа Эликиной однокурсницы Анны Алексеевой. Вот они на сцене во время поклона:

1. Сияющие Лиза и Аня:
Заглавная.jpg

А поскольку я всё-таки достопочтенный театральный Мопс с бантом, а не просто так мимо пробегала, то вначале проанализирую пьесу, а потому уж поделюсь своими собственными впечатлениями. Я, конечно, личные впечатления очень ценю, но на первое место их всё же не ставлю – из чистого, так сказать, занудства :)


История создания

Теоретики театра не зря называют Вампилова «Чеховым наших дней». В его творчестве представлены те же точные психологические портреты, тот же чуть грустный «чеховский» юмор. Нередко пишут, что «Вампилов показывал жизнь такой, какая она есть – со всеми её полутонами и оттенками, во всей её простоте и сложности». Впрочем, вот тут-то я и не соглашусь! Это утверждение можно отнести к позднему творчеству Вампилова, но вот его ранние работы как раз прямолинейны, а герои чётко разделены на положительных и отрицательных, причём их достоинства и недостатки заданы изначально и обусловлены внутренней убеждённостью молодого автора. Позднее Вампилов отказался от этой юношеской категоричности.

Свои первые драматургические произведения – одноактные пьесы – Вампилов начал писать в начале 1960-х годов. «Воронья роща» (1962 г.), по-видимому, один из первых его драматургических опытов (тогда автору было всего двадцать пять лет). Впрочем, сам он довольно прохладно относился к своим первым пьесам и даже не хотел видеть их опубликованными. Елена Леонидовна Якушкина, переводчик западной драматургии и завлит известных московских театров, вспоминала, как весной 1972 года Вампилов хотел разорвать рукопись, но потом передумал: «Ладно, пусть лежит у вас в архиве, только никому не показывайте». Не послушали автора, показали – что не может не радовать! При всей своей кажущейся простоте, безыскусности, искренней молодой категоричности это уже полноценные произведения, достойные читательского и зрительского интереса.

Сюжет

Ну а теперь перейдём непосредственно к «Вороньей роще». Пьеса начинается с экспозиции. Юрию Ивановичу Лохову пришло письмо, в котором партийная организация пароходства просит его выступить на совещании о причинах простоя судов. Лохов в затруднении – виноват в простое судов его старый друг Баохин.

ЛОХОВ Я и так без подготовки могу сказать пару ласковых. Вот послушай... (Откашлялся, изображает свое выступление на совещании.) Дорогие товарищи... Я, конечно, скажу вам по существу вопроса... В настоящий период на Дальней реке налицо имеются факты безобразия по линии простоя самоходных судов, а также потопление склада на пристани Покосной. Эти факты вам, конечно, известные, виноватых, конечно, нет, но если посмотреть на это дело на месте, то далеко ходить, товарищи, конечно, не надо. И что же у нас, дорогие товарищи, получается? Кто же, вы думаете, в этом деле виноватый? А?.. <...> Да, видишь... Виноватый-то как раз в этих делах дружок мой. Вот какая беда... И сказать-то надо, и друга обижать не хочется. Он, может, того не хотел, что получилось... Не знаю, как уж и быть...

В экспозиции проявляются отношения между героями Лоховым и Викторией, его соседкой по старой коммунальной квартире на окраине города. Тем самым драматург раскрывает их характеры - со всеми достоинствами и едва намеченными недостатками. Оба героя однозначно положительны - несмотря на явную склонность "дяди Юры" к злоупотреблению спиртным:

2. Юрий Иванович Лохов (Андрей Балашов) и Виктория (Василиса Кадина)
9.jpg

Вскоре после ухода Лохова в старой квартире появляется главный герой пьесы – начальник пароходства Семен Николаевич Баохин. Его неожиданное появление приводит к столкновению двух противостоящих жизненных позиций. Это позиция людей высокого положения в лице Баохина и позиция простых людей, олицетворением которой является Виктория. Конфликт между ними и составляет завязку пьесы. Виктория добрая, искренняя, непосредственная девушка. Она чутка и отзывчива, готова всегда прийти на помощь человеку, в ней нуждающемуся, кем бы он ни был. Она беспокоится за Лохова, помогает Баохину, когда у того случается сердечный приступ. При этом Виктория бескорыстна. Когда Баохин собирается оставить ей по завещанию свои деньги, девушка отказывается. Виктория отличается безыскусной детской наивностью. Приглашая в комнату незнакомого человека, она не предполагает, что кто-то может это дурно истолковать, и «не задумывается о последствиях». А последствия не заставят себя ждать.

3. Виктория и Анна Тимофеевна (Елизавета Надежникова), вторая жена Баохина
8.jpg

Узнав, что Баохин женат второй раз и оба раза у него «было счастье», Виктория изумлена.
ВИКТОРИЯ «Было?.. И в первый раз было и второй? Как же так?».
«Милая девушка. Вы очень наивны...»
– устало отвечает Баохин. «А я вам так скажу: если человек доволен, значит, он счастлив. Счастье это то, чем вы довольны, вот и всё».

Девушка не может понять, как после счастливой жизни с одной женщиной Баохин предал её и женился на другой, а умудрённый жизнью Баохин, в свою очередь, недоумевает, как можно не понимать таких простых вещей – почему меняют «старую» жену на «молодую».

4. Диалог Виктории и Баохина (Константин Забенкин)
6.jpg

Виктория для А. Вампилова – некий образец, в котором воплощены все лучшие человеческие качества, и сопоставление, с которым помогает понять и оценить того или иного героя. Исследователь А. Демидов в работе «Заметки о драматургии Вампилова», написанной задолго до того, как широкому кругу читателей и критиков стала известна пьеса «Воронья роща», говорит о том, что драматург создал свой женский тип, свой идеал – единый женский характер, переходящий из пьесы в пьесу. «Эти героини, – замечает А. Демидов, – по существу, символичны и выражают некое возвышенное представление автора о чистоте и душевной цельности. Главная отличительная их черта – юность, каждая из них только вступает в жизнь и каждая покоряет незамутненностью, прозрачностью своего внутреннего мира». Известный театральный критик и историк театра К. Рудницкий называет таких героинь Вампилова «девушками весны». Не вызывает сомнения, что этот женский тип начинается с Виктории из «Вороньей рощи».

5. Виктория
5.jpg

Автор не случайно выбирает в качестве главного героя человека, занимающего высокое служебное положение. Вампилов тех лет – максималист. Если человек начальник, считает молодой драматург, значит, он карьерист, стремится возвыситься над другими. Такой человек далек от идеалов простых людей, чья жизнь, по мнению молодого Вампилова, является единственно правильной, и, следовательно, он не может быть положительным персонажем. Служебное положение героя определяет его внутренний мир, взаимоотношения с людьми. По этому принципу и создает драматург образ Баохина.

Раскрываться образ начинает уже в ремарке. Одна из ремарок пьесы обращает внимание на респектабельный внешний облик главного героя: «Одет он в дорогой серый костюм, новую капитанскую фуражку, на руке у него тонкий плащ синтетического происхождения». Баохин когда-то был простым рабочим, как и его друг детства, Лохов. Но время шло, и дороги друзей разошлись. Баохин вышел в начальники, стал управлять людьми, загордился и забыл о нематериальных мечтах юности. Сейчас для Баохина главное – жизненный комфорт. Он доволен своим положением и достатком, доволен тем, что у него молодая красивая жена. В данной исходной ситуации его поведение определяется социальным положением – высокой должностью. Баохин ощущает себя выше других людей и уже с пренебрежением относится к своему пьющему другу, считает его ниже себя (хотя сам объясняет, что причина пьянства Лохова – горе: в войну погибла семья героя) и на тридцать лет забывает о нём. Вампилов показывает, как власть изменяет душу Баохина. Он ставит свои желания превыше всего, выгоняет, оболгав, свою первую жену и женится на молодой красивой женщине, так как это престижно.

6. Разгневанная молодая жена у постели старого мужа
4.jpg

Семейное положение только подчеркивает шаткость его жизненной позиции. Все пять лет брака Баохин терпит нелюбовь жены, подозревает, что у неё есть любовник, знает, что она ждёт его смерти, но на всё закрывает глаза, ведь главное для него теперь – видимость. Видимость благополучия, видимость счастья. Ради жизни «поспокойнее» Баохин стал лицемером. Он настолько, по мнению Вампилова, оторвался от нормальной жизни простых людей, что забыл о естественных человеческих ценностях – дружбе, любви, чувстве собственного достоинства. И это чуть было не оборвало его жизнь. Из-за случившегося сердечного приступа в комнате Виктории появляются вторая жена Баохина Анна Тимофеевна и её любовник Олег Камаев.

7. "Восхитительно мерзкий" шофёр и любовник Анны Тимофеевны Олег Камаев, блестяще сыгранный Юрием Калайчевым.
7.jpg

Боясь сплетен и «спасая» свою репутацию, они прячут Баохина под кровать.

8. "А что поделать?!"
1.jpg

Внезапно это забавное происшествие переходит в серьёзнейшее положение: больное сердце Баохина не выдерживает нагрузки. Герой в любой момент может умереть. Об этом присутствующим сообщает приехавший на «скорой» врач – сын Баохина Борис. Ситуация достигает кульминации.

9. Борис (Александр Емельянов)
3.jpg

Стрессовая ситуация открывает Баохину глаза на его жизнь, он осознаёт, насколько бесплодно прошла она, на какие мелочи он её растратил, как низко пал. Он осознаёт свою вину, понимает, насколько он изменился, насколько зачерствел душой. С осознания Баохиным своей вины начинается развязка пьесы. В последние минуты своей жизни Баохин хочет исправить то зло, которое он причинил и другу, и своей первой жене, и своему сыну, и Анне Тимофеевне. Он просит у всех прощения, благословляет Анну Тимофеевну и Камаева.

Баохин. Аня, бог с тобой, прощаю я тебя... И ты меня прости... Похороните меня, и выходи замуж. Ничего... Замуж выходи обязательно, ребенка тебе надо, пока не поздно... Да вот за него и выходи, за этого... Если вы друг друга любите... Борис, матери передай, винился, мол, и думал перед смертью о ней...

10. Последний разговор
2.jpg

Теперь Баохин знает, что не должность и деньги делают людей счастливыми. Все это было у него, но он не был счастлив. Теперь, у порога смерти, герой осознаёт, как НЕ нужно жить. Ему жаль свою загубленную жизнь, он хочет, чтобы всё было по-другому. И судьба предоставляет ему этот шанс. Однако как именно разрешится эта ситуация, какой путь выберет Баохин (вернётся к первой жене и сыну, останется жить со второй женой или переедет в старую квартиру к другу юности Лохову), мы не узнаем. В пьесе открытый финал. Все участники событий "тянут" его к себе, убеждая вернуться и/или начать жить заново, но на что решится Баохин - остаётся неизвестным.

Особенность развития сюжета в пьесе состоит в том, что, проявляя подлые приспособленческие черты, Баохин приближается к смерти, когда же он освобождается от них после кризиса, угроза смерти отступает. Но это в "идеальном", созданном фантазией молодого драматурга мире, а как сложилась бы дальнейшая жизнь Баохина в мире реальном - сказать сложно. Впрочем, лично мне как зрителю кажется, что он вряд ли решился бы кардинально изменить прошлую жизнь (это требует немалого мужества и душевных сил) и оставил всё как есть, то есть пошёл по пути наименьшего сопротивления.

Символика

При моей любви к символам и основополагающему "театральному принципу" "Ищите метафору!" я не могла не уделить внимание символике пьесы. Впрочем, тут ничего искать не надо - всё лежит на поверхности.

Дом, в котором разворачивается действие пьесы, стоит на подчёркнуто непрезентабельной окраине города. Из окон Виктории и Лохова видна воронья роща – место скопления огромного количества ворон. Образы (вернее, голоса) вороньей стаи возникают в пьесе сразу после появления Баохина и сопровождают его в течение всего действия драмы.

БАОХИН. Что это они так расшумелись?.. Готов спорить, что раньше ворон здесь было меньше. Раз в десять.
ВИКТОРИЯ. Ну, значит, расплодились. Да еще, наверное, те живые, старики. Говорят, вороны живут по двести лет.
БАОХИН. По двести лет?.. Безобразие.
ВИКТОРИЯ. Они, наверное, очень умные, как вы думаете?

Одно из символических значений образа вороньей стаи – это значение памяти. Считается, что вороны живут по двести, а то и по триста лет. Вороны знают и помнят все. Помнят и того Баохина, каким он был в юности. Помнят то, что забыл сам Баохин: его мечты, стремления, честное, открытое сердце, дружбу с Лоховым. На протяжении всей пьесы они не дают покоя Баохину, служат для него постоянным раздражающим фактором (тогда как ни Виктория, ни Лохов их почти не замечают). Их крик звучит постоянным напоминанием о предательстве им и друга, и самого себя.

Следующее значение – предостережение от духовного обнищания и бессмысленной растраты своей единственной жизни. Это предостережение предназначено и Баохину, и другим героям пьесы, а также всем людям. К концу пьесы к предостережениям ворон присоединяется и Баохин.

БАОХИН. Живите дружно... За деньгами не гоняйтесь, за чинами тоже... Главное, чтобы совесть была чиста... Подумайте об этом, пока не поздно...
Крик ворон в отдалении.
Слышите?
...Крик ворон ближе
Слушайте, слушайте... Хотя бы иногда... Не думайте, что вас это не касается... Не думайте...


Вороны – часть естественного природного мира – становятся символом судьбы Баохина. Воронье карканье предвещает, жить или умереть Баохину. Когда герой особенно близок к смерти, карканье усиливается. Вороны словно накаркивают герою дурную судьбу. Баохин чувствует это. Именно он первым замечает их крики, ему неуютно, тревожно. Когда смерть отступает от Баохина, вороны смолкают. Свой выбор дальнейшего жизненного пути Баохин будет делать в полной тишине.

Правда, все предлагаемые Баохину варианты дальнейшей жизни нереальны. Они ведут к прошлому, а в прошлое вернуться нельзя. И само мгновенное кардинальное изменение героя выглядит не слишком убедительным психологически. Впоследствии А. Вампилов переработает пьесу. Та же идея о возможности духовного возрождения, казалось бы, совершенно опустившегося человека, будет более убедительно и профессионально представлена в трагикомедии «История с метранпажем», входящей в «Провинциальные анекдоты».

Ну и наконец мои собственные впечатления. Постановка мне очень понравилась – смотрела буквально на одном дыхании, не отрываясь! "Эффект присутствия" был полным! И все персонажи очень выразительные, яркие и убедительные - и самоуверенно-жалкий Баохин со своим "плащом синтетического происхождения", и душевный "моряк-забулдыга" Лохов с раскатистой присказкой "Дарррданеллы!!", и трогательная, отзывчивая, но при этом умеющая за себя постоять Виктория, и "душная", утомительная, стервозно-истеричная Анна Тимофеевна, и "восхитительно мерзкий" шофёр-карьерист Камаев, страстно желающий заполучить машину умирающего Баохина в личное пользование, и сдержанный Борис, пытающийся абстрагироваться от окружающего его родственного бедлама и выполнить свой врачебный долг в крайне неподходящих для этого условиях. Трудно придумать что-то более опасное для человека с сердечным приступом и угрозой инфаркта, чем попытка "спрятать" его под кровать во избежание сплетен. Так что я от всего сердца надеюсь, что спектакль найдёт свой дом и будет ещё не раз показан зрителям!
Tags: Записки театрального мопса
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments