Мопся (mopsia) wrote,
Мопся
mopsia

Заполярный Новый год

В честь Старого Нового года выкладываю большуууую запись из своего путевого дневника - рассказ о том, как мы отмечали Заполярный Новый год :)

А мы едем, а мы едем за снегами,
За зимою и за запахом тайги…

Правда, тайги в нашем путешествии не было, но Мопся всегда была склонна к поэтическим преувеличениям :) И всё же факт остаётся фактом – новый год мы встречали почти что на Полярном круге. 140 км до него не доехали, если быть точной. И был там и снег, и зима, только запаха тайги не хватало для полного благолепия – но ничего, и без него обошлись. Его отлично заменил классический железнодорожный запах угля, дыма и креозота. Впрочем, не буду забегать вперёд.

Для создания северного образа я надела мохнатую «скифскую» шапку с четырьмя кисточками – и хотя в Петербурге в ней было жарковато, в Беломорске и Кеми она оказалась в самый раз!




Идея железнодорожного Нового года принадлежала, как нетрудно догадаться, великому ферроэквинологу всея ЖЖ. Возникла она ещё в 2014-м, и три года я наотрез отказывалась, но на четвёртый, когда мне до зубовного скрежета надоело традиционное, едва ли не по минутам рассчитанное домашнее празднование, я вдруг решила – а почему бы и нет? В жизни всегда должно быть место приключениям! Так что осенью 2017-го я неожиданно согласилась – к великому удивлению второй половинки. Но тогда возник следующий вопрос – а куда, собственно говоря, ехать? «За зимой!» – убеждённо сказала я, помянув недобрым словом тёплую сырость Града болотного. На том и порешили.

За зимой!

Первая зимняя идея, выдвинутая организатором и вдохновителем сей железнодорожной авантюры, была самой впечатляющей – доехать на поезде Петербург–Мурманск до станции «Полярный круг», выйти, отметить там уже наступивший Новый год и потом сесть на обратный поезд Мурманск–Петербург. Тогда бы у нас было полное моральное право говорить, что мы встречали НГ на Полярном круге! Но увы – оказалось, что разница между двумя проходящими поездами составляет всего 1 ч 20 мин, и если бы первый поезд опоздал – мы бы застряли на этой занесённой снегом станции с десятком домов, да ещё и в регионе, где начинается полярная ночь! Словом, даже при нашей общей любви к железнодорожному экстриму это было бы чересчур. После некоторого обсуждения мы решили доехать до Беломорска, там погулять, потом на электричке доехать до Кеми (да-да, той самой Кемской волости!), погулять там, сытно поужинать и в 8 вечера сесть на обратный поезд Петербург–Мурманск. В том регионе день длится аж целых четыре часа, что всяко лучше бесконечной полярной ночи!

– То есть наш поезд въедет прямо в ночь? – ахнула я.
– Ну да. Встретит рассвет где-то в районе Беломорска, несколько часов проедет при дневном свете – и на этом всё! Следующий день наступит где-то ближе к концу января.
Немного забегая вперёд, расскажу, что рядом с нами, на верхней полке, ехала девушка – в Мурманск, к родителям. И она рассказывала, что там полярная ночь начинается 11 декабря и длится до 25-го января, когда торжественно, всем городом отмечают День солнца. Некоторые зрители, особенно соскучившиеся по солнечному свету, даже забираются на сопки, чтобы увидеть на тёмном небе самую первую, долгожданную светлую полоску вдоль горизонта. Словом, край суровый. Самое место для празднования Нового года!

– Значит, ко всем нормальным людям Дед Мороз приезжает, а вы сами к нему в гости едете? – не без некоторого ехидства спросил папа. – Так его же всё равно дома не будет!
– Ээээ нет! – не согласился С., когда я пересказала ему наш разговор. – Беломорск находится на 64,5 широте, а Великий Устюг – на 60-й! Мы будем севернее!

Заполярное новогоднее меню

Где-то за месяц до поездки мы начали продумывать Заполярное новогоднее меню, оформление и экипировку. Одним из важных элементов будущих декораций стала маленькая «кухонная» ёлочка, которую я привезла с собой из Вильнюса. Эта ёлочка-домоседка с 2007 года украшала кухню – и в конце 2017-го её жизнь резко изменилась! Она совершила впечатляющее путешествие Вильнюс–Петербург–Кемь–Петербург, других посмотрела и себя показала :) Компанию ей составили плюшевая Тигриша, стокгольмский Тюленчик и две железнодорожные игрушки – Начальник поезда и Проводница.



Да, ещё штопор-паровозик и пушистая гирлянда, которую я прихватила для украшения себя любимой.

Заполярное меню должно было быть традиционным, компактным, вкусным и при этом не очень скоропортящимся. После долгих обсуждений мы создали такой список:

1) Шампанское (которое потом заменили более вкусным натуральным черешневым сидром в лёгкой пластиковой бутылке)
2) Литовский бальзам во фляге
3) Минералка
4) Оливье
5) Сыровяленая свиная шейка
6) Запечённая курица
7) Говяжий студень
8) Мандарины
9) Хлеб
10) Заварной чай
11) Шоколадка

Ещё я по совету С. взяла две литовских шоколадки, чтобы подарить проводницам. Всё-таки новогодний рейс – один из самых трудных в году! А поскольку интернета в поезде не предполагалось, я, в свою очередь, предложила ему записать на планшет куранты и гимн – для полного эффекта.

По дороге в Новый год

И вот наступил день Х, 31 декабря. Мы традиционно отметили камчатский Новый год (в 15 ч. по московскому времени) и примерно через час начали собираться.



Камчатский натюрморт с меховым корякским украшением-оберегом и корякским же пеликеном - улыбающимся талисманом, приносящим радость и удачу.

Всё уже было не раз продумано, просчитано и распланировано, но всё равно некоторая нервозность в наших рядах ощущалась. Оставалось рассчитывать только на милость Великого Паровозия, да будут благословенны дымогарные трубы и колёсные пары его!

Кстати, метро 31 декабря – это отдельный сюжет, вполне достойный нескольких строк. Пожалуй, это единственный день в году, когда там можно увидеть так много людей с подарочными пакетами (от 1 до 6 на пару рук), коробками с бантами и без, куклами, плюшевыми игрушками и матерчатыми чехлами с платьями. Из набитых сумок и пакетов выглядывали мандарины, торчали колючие хвосты ананасов, а где-то внизу мелодично позвякивали бутылки. Словом, даже в метро ощущалось предпраздничное настроение. Однако чем ближе мы подъезжали к Ладожской, тем больше становилось людей с большими дорожными рюкзаками, сумками и чемоданами. А мы-то думали, что желающих куда-то ехать в новогоднюю ночь будет раз-два и обчёлся!

Однако главное потрясение этого вечера ожидало нас на Ладожском вокзале. Вдоль платформы вытянулся длииинный 22-вагонный поезд Петербург–Мурманск, а на платформе толпился народ, причём самый разнообразный – с туристическими рюкзаками, шлемами, лыжами, скейтбордами, санками и просто с чемоданами и сумками. К каждому вагону тянулась солидная очередь.
– Ой… – растерялась я. – Я себе это как-то по-другому представляла… Я думала, что будет тихий полупустой поезд, а оно вона как вышло…
Впрочем, ладно я – даже великий ферроэквинолог всея ЖЖ удивился, а это дорогого стоит!

Мы традиционно прошли вдоль состава, посмотрели в глаза электровозу, попросили, чтобы он благополучно довёз нас до места назначения, и вернулись обратно, к своему вагону. Ещё до покупки билетов мы обсуждали, что выбрать – купе или плацкарт. Решили, что лучше плацкарт – неизвестно, какие соседи окажутся в купе и как будут себя вести в новогоднюю ночь. Если бы ехали втроём – взяли бы купе, потому что трое человек одного всяко на место поставят, а вот при диспозиции «два на два» возможны варианты. В плацкарте же всё на виду и люди обычно ведут себя сдержаннее. Да и интереснее будет наблюдать, кто как отмечает НГ – а в купе мы что увидим? Так что взяли две нижние полки в «купейном» отсеке плацкарта.

И вот мы заняли свои места, поставили на столик ёлочку-путешественницу и ровно в 19.38 по московскому времени отправились в путь – из 2017-го года в 2018-й.

На станции Свирь

Но больше всего нас поразило не количество людей, а то, что примерно 2/3 вагона в новогоднюю ночь просто… спали. Я-то думала, что в полночь все хотя бы слезут со своих полок и хоть как-то, хоть символически отметят… Не-а. В нашем вагоне отмечало всего 4 отсека из 9 – с ёлочками, гирляндами, домашними пирогами, оливье и мандаринами.

Собственно Новый год мы встретили, проезжая станцию Подпорожье (когда били куранты, мы как раз проезжали здание вокзала, прямо минута в минуту!) – и расценили это как добрый знак. Значит, весь 2018 будет железнодорожным! А отмечали его в 0.20 на станции Свирь, где живёт страшный Звiрь. Звiря мы, правда, не увидели (к моему большому разочарованию) – но в остальном было весело. Все отмечающие пассажиры высыпали из вагонов – с заранее приготовленными фейерверками, бенгальскими огнями и шампанским – и давай правила поведения на железной дороге нарушать! Впрочем, трое полицейских на платформе были снисходительны и в празднование деликатно не вмешивались.

Суровый северный Мопсик :)



Вскоре по соседнему пути проехал маневровый тепловоз. «С Новым гоооодом, машиниииист!!!» – закричали празднующие и стали размахивать бенгальскими огнями и новогодними красно-белыми колпаками. Тепловоз добродушно погудел в ответ, к великому восторгу пассажиров, и отправился дальше по своим тепловозным делам. Мы с С. восприняли это как ещё один добрый знак – что сам Великий Паровозий обратил к нам своё милостивое око и два габаритных, и этот железнодорожный год будет для нас удачным и счастливым!

Среди прочих пассажиров по платформе важно прогуливался шпиц очень необычной окраски – серо-рыжий.
– Здравствуй, символ наступающего года! – почтительно сказала я, присев на корточки. Шпиц с любопытством встал на задние лапки, передние положил мне на колени, обнюхал меня и гирлянду и дружески повилял пушистым хвостом. Значит, милостью символа мы тоже заручились! Вслед за мной и другие пассажиры начали подходить к пёсику «за удачей». Хозяин шпица разумилялся и разулыбался – видимо, такого внимания его шпицу ещё никогда не оказывали!

Наконец двадцатиминутная стоянка закончилась, развеселившихся пассажиров кое-как загнали в вагон, и поезд отправился дальше на север – в царство полярной ночи. В два часа в вагоне выключили свет, и даже немногочисленные празднующие затихли. «Ну я же всё равно не засну под стук колёс!» – думала я, устраиваясь с аудиокнигой под одеялом. – «Ну точно ведь не засну!». С этими мыслями как-то незаметно и заснула…

Продолжение следует
Tags: Во славу Великого Паровозия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 74 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →