Мопся (mopsia) wrote,
Мопся
mopsia

Концерт Альберта Жалилова

С творчеством Альберта Жалилова я впервые познакомилась на встрече со зрителями, проводившейся в тайм-клубе Comode. От этой встречи у меня остались самые тёплые впечатления, которые я и постаралась в меру своих скромных сил выразить в посте Аура старого Петербурга. Конечно, я высказываю своё сугубо личное мнение, которое во многом основано на эмоциях и личном восприятии, но всё же постараюсь его обосновать (в той мере, насколько логическое обоснование вообще приложимо к описанию эмоций). Так вот, если охарактеризовать всё происходившее в клубе одним словом, то это будет слово стильно. Было полное, стопроцентное попадание: очень гармоничное сочетание обстановки, собственно выступления и общения исполнителя с публикой, создававшее почти полную иллюзию присутствия в музыкально-литературной петербургской гостиной конца XIX в. А вот концерт в Концертном зале у Финляндского вокзала оставил двойственное впечатление – причём с ощутимым привкусом разочарования. Конечно, я понимала, что камерная встреча со зрителями и концертное выступление – это совершенно разные мероприятия со своими особенностями, и повторения так восхитившей меня «ауры старого Петербурга» не ожидала, но…

Сразу оговорюсь, что я не являюсь знатоком певческого и музыкального искусства, поэтому пишу с точки зрения неискушённого в музыке «обычного» зрителя – но зрителя внимательного и вдумчивого, склонного к целостному восприятию происходящего. Так вот именно ощущения целостности происходящего и не было! Было чувство какой-то дисгармонии или дисбаланса, своего рода «трения» двух плохо пригнанных друг к другу частей. Мне очень нравится творчество Альберта Жалилова, его «творческий почерк» (если можно так говорить о музыкальном искусстве) – на редкость гармоничное сочетание прекрасного голоса, исполнительского мастерства, харизматичности, яркой эмоциональности и умения прочувствовать каждое произведение, превращая его в маленький спектакль.

Все фотографии принадлежат alex_anv.


Выступление Альберта Жалилова сопровождал ансамбль «Экспромт-квинтет» – Андрей Демидов (балалайка), Илья Матвеев (домра), Сергей Погурцев (баян), Константин Ильгин (гитара) и Гай Давтян (контрабас). Вначале меня удивило такое необычное сочетание классических и народных музыкальных инструментов, но вскоре оказалось, что они очень гармонично дополняют друг друга.

Теперь что касается репертуара. Программа концерта «Русское поле» состояла в основном из русских народных песен. Для меня как истинного «литературного ребёнка» народные песни всегда были скорее явлением литературы и рассыпались на цитаты, реминисценции, отсылки и т.д. Проще говоря – я знала отдельные строки (в лучшем случае – куплеты), которые встречались в классической литературе. Услышать их в «живом виде», да ещё и в таком профессиональном и душевном исполнении, было лично для меня и интересно, и познавательно. Скажем, я не раз читала о том, как Ф.И. Шаляпин исполнял знаменитую «Дубинушку» – но только на концерте смогла представить, как это происходило в действительности. Несколько особняком стояли две татарские народные песни (которые в концерте под названием «Русское поле» и под аккомпанемент русских народных инструментов несколько выпадали из общей картины). Это тоже усилило чувство некоторой дисгармоничности происходящего.

Однако самым большим разочарованием от концерта стали сопровождавшие выступление световые эффекты. В моём сугубо личном зрительском понимании световые эффекты (как и любые другие спецэффекты) должны служить фоном для исполняемого произведения, что-то в нём оттенять или подчёркивать, делать его восприятие более глубоким и многогранным. Но что оттеняют или подчёркивают во время исполнения песни «Тройка мчится, тройка скачет…» или «Ехал на ярмарку ухарь-купец…» плавающие по заднику сцены безликие узорчатые круги? Какова их роль в восприятии песни? Они скорее рассеивают внимание и вызывают ощутимый эмоциональный дискомфорт. Здесь была бы куда уместнее имитация падающего снега или, скажем, метели.

Единственный световой эффект, который мне очень понравился – мелкие звёзды, рассыпанные на тёмно-синем фоне. Все остальные просто «не дотягивали» до уровня исполнения и скорее отвлекали, чем создавали глубокое целостное впечатление.Мне хотелось как-то отделить всё происходящее на сцене от светового оформления, мысленно «вырезать» – как картину из неудачной рамы. А ведь зритель приходит на концерт не для того, чтобы сидеть, закрыв глаза, и наслаждаться только исполнительским мастерством! И тем не менее само выступление Альберта Жалилова мне очень понравилось и оставило яркие и глубокие воспоминания.

Спасибо veronika_stef, natashapiter, pink_mathilda и alex_anv за отличную компанию! Вспоминаю о вас и до сих пор улыбаюсь :)

Tags: Листки из бальной книжки, Мопсины встречи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments