Мопся (mopsia) wrote,
mopsia

Сивучи на Моховой

Сивучи, сивучи,
Кто там так грозно рычал?
Целый причал…

Посмотреть на сивучей мы хотели ещё во время Первой камчатской экспедиции, в августе 2016 г., но увы…
– А сивучи в океан ушли, – сообщил нам сторож на проходной бывшего рыбокомбината. – Только в сентябре вернутся!
– Ну надо же, – ворчала я на обратном пути. – У сивучей, видите ли, отпуск… В океан они, видите ли, ушли… А мы теперь без сивучей остались!

Полностью эту историю можно прочитать здесь.

Но во время Второй камчатской экспедиции, в 2018-м, мы в самом конце сентября узнали, что долгожданные сивучи наконец вернулись на свой полуразрушенный причал возле Моховского рыбокомбината. А поскольку у нас «камчатского» времени оставалось совсем немного, каждый день на вес золота, мы буквально через пару дней отправились к ним, так сказать, в гости.

В этот раз мы решили сэкономить время и от автовокзала поехали на Моховую на автобусе. Путь там, конечно, живописный, с потрясающе красивыми видами на Авачинскую бухту, но всё же несколько утомительный. И вот мы доехали до очень суровой конечной остановки «Рыбзавод»...

...вышли и пошли в сторону полуразрушенных заводских зданий. Какие-то небольшие предприятия там до сих пор работают, но это, как говорится, жалкие остатки былой роскоши…

Меня порадовал выразительный указатель «СИВУЧИ ТАМ» – чтобы многочисленные туристы не забредали в поисках сивучей куда не следует.

Некоторое время мы шли среди суровых постиндустриальных развалин, но вскоре услышали громкое рычание и сердитое фырканье.
– Ага, мы идём тем путём! – обрадовалась я. И правда – сразу за поворотом показалась специально оборудованная площадка, а за ней – развалины пирса, на котором и обосновалась колония сивучей. Правда, день был очень солнечный, яркое солнце било прямо в глаза, так что фотографии получились не такие удачные, как хотелось бы – но чем богаты…

На перилах висела строгая надпись:

Однако некоторые посетители привозят с собой минтай и бросают сивучам, которые его с благодарностью поедают. Впрочем, на голодающих эти милые создания как-то не очень похожи :)

И ещё одна строгая надпись:

Собаки почему-то очень не любят сивучей и начинают на них агрессивно лаять, а сивучи, в свою очередь, пытаются на них напрыгнуть, чтобы отогнать, и легко могут придавить. Так что лучше этих представителей живой природы держать подальше друг от друга. Вот одно из моих любимых видео про камчатского сивуча. Тут можно увидеть, как он ворует улов у рыбаков и как огрызается на собаку. Особенно меня умиляет суровая камчатская тётушка, которая ласково с ним разговаривает и называет "хорооооший мальчик" :)

Большой информационный щит:

Некоторые сивучи вальяжно грелись на солнышке, другие фыркали и рычали друг на друга с разной степенью агрессивности.

veronika_stef отметила, что сивуч на памятнике похож на воющего на луну волка :) Ну так вот, утверждаю с полной ответственностью, что для них это вполне нормальная поза :) Правда, сивучи не воют, а рычат и фыркают - но выглядят при этом именно так!

Рядом сидели многочисленные чайки - неизменные спутники сивучей. Вдруг к пирсу подплыл ещё один крупный самец, килограммов в 900 весом...

...неожиданно ловко вскарабкался на камни и начал распихивать разомлевших на солнце сородичей. Те огрызались, рычали и шлёпали ластами, но кто тяжелее – тот и прав. Самого крайнего сивуча спихнули в воду, и он обиженно поплыл искать себе новое место под солнцем :)

Но особенно меня позабавило, когда один из сивучей (тот, который на фотографии верхний) флегматично почесал складчатую шею задним ластом :) Ну да, я понимаю, что иначе ему никак – но всё равно выглядело смешно и странно.

Ещё здесь видно, как сивуч, которого согнали с нагретого солнцем места, соскальзывает в воду. Через несколько секунд он плюхнется, подняв облако брызг, сердито развернётся и поплывёт искать место, "где оскорблённому есть чувству уголок" :)

Я со своим дорожным талисманом - плюшевым тюленчиком:

Ну что поделаешь, люблю я ластоногих :)

Мы полюбовались на сивучей, послушали их сердитое рычание и фырканье, я лично передала им привет от galagan_e, которой эти самые сивучи даже по моим рассказам очень понравились (так сказать, заочно) – и отправились назад к остановке.

Вид на развалины Моховского рыбокомбината с дальнего конца другого (закрытого, к слову сказать) причала. Но некоторые отдельно взятые фотографы и туда пробрались :)

Вот с этого, обнесённого полосатыми ограждениями:

Вид на "ворота" - выход из Авачинской бухты в Тихий океан:

С. потом съездил на Моховую ещё один раз, уже без меня - и услышал вот такую историю (записываю с его слов):

Тут к причалу пришёл работяга (видимо, рыбообработчик) и говорит:
– Вы думаете, эти твари глупые? Нет, ничуть! Да они все наши сейнера наперечёт знают! Когда кто-то из них идёт с уловом, они издалека его чуют. Снимаются со стоянки всем стадом и плывут его встречать. И пока сейнер не разгрузится от улова, не отстают от него! А там, глядишь, им всегда что-то перепадает!

– Умницы какие! – восхитилась я, выслушав эту историю. – Ну надо же, рыболовецкие сейнера издалека различают!

Кстати, при всей моей давней любви к ластоногим о существовании сивучей я и знать не знала – мне С. про них рассказал. Так что в завершение своего рассказа выложу его историю о, так сказать, неприятно близком знакомстве с северным морским львом.

Да это давно было, ещё в 1991 г. Мы с С.Ю. поплыли из посёлка Авача, прокатиться по бухте вдоль Лайды к мысу Казак. Это был уже сентябрь месяц. Сели на моторную лодку да поплыли. Вода уже холодная была, на улице тоже не сказать чтобы особо тепло. Ну, ранняя осень. Проплыли, наверное, километра три по направлению к мысу Казак, и вдруг внезапно, метрах в пяти от нас, выныривает большой сивуч! Малоприятный, я тебе скажу, сюрприз! Ну ладно, если бы он просто вынырнул и нас своей усатой мордой напугал – так он, чудище морское, подплыл к лодке и стал кругами вокруг нас плавать, что уж совсем ни в какие ворота! Огромный такой, килограммов на девятьсот! Наверное, ему было любопытно, что за странные люди забрались в эту часть бухты… Подплыл к нам совсем близко и дыхнул на нас своим тухлым рыбным перегаром. Стало страшно. Если мотор включать – от него не убежишь, он все равно быстрее плавает, да и с включённым мотором опасно, можно винтом его задеть, поранить, так он нас тогда вообще перевернёт! Ну что делать, приглушили мотор, встали носом к волне, вёслами помаленьку выгребали. Посмотрел он на нас, понял, что с нас никакого толку, рыбой у нас не разживёшься, нырнул ещё раз, потом вдалеке вынырнул, посмотрел укоризненно – да и был таков! А мы от страха забыли, что мы шли к мысу Казак, развернулись и поплыли обратно.

Злой сивуч вблизи выглядит примерно так:

Так что любоваться на этих милых толстых ластоногих лучше на почтительном расстоянии. При всей своей кажущейся неуклюжести они и по суше передвигаются довольно лихо, а уж в воде... Поэтому уважайте сивучей, дорогие читатели :)
Tags: Записки нерки Варечки

Posts from This Journal “Записки нерки Варечки” Tag

• Видео о сивучах

Для тех, кому понравились сивучи из прошлой записи - ещё два моих любимых видео :) Здесь можно посмотреть, как он чешет шею задним ластом и…

• Сивучи

В Петропавловске-Камчатском у фонтана на 6-м километре есть такой вот милый памятник семейству сивучей: Появился совсем недавно (1 июля 2018 г.,…

• Дорога к Великому океану. Часть III

Возвращение Мы провели довольно много времени возле Великого океана, но наконец пришла пора отправляться в обратный путь. Честно говоря, уходить…