Мопся (mopsia) wrote,
Мопся
mopsia

Category:

Паровозик из Осташкова, ч. 2

В дороге

Наконец мы налюбовались на живой, дышащий паровоз на станции Бологое и вместе с flackelf отправились на посадку.

На всякий случай напомню, что это единственный в России регулярный рейс, выполняемый под паровозом (обычно под Су). То есть это не туристический аттракцион, а именно штатный пригородный поезд №6697 с совершенно обычной ценой на билет. Соответственно, и едут на нём далеко и не только туристы. Паровоз грузится углём в Бологое (18 т) и набирает воду на станциях Куженкино и Осташков. Длительность пути паровозного рейса на час с небольшим больше, чем у тепловозного рейса, т. к. в хронометраж включён набор воды и несколько меньшая скорость.




Вагоны были вполне себе современные, 1980-х годов (по словам С.). Правда, на них нарисовали «царскую» эмблему Бологое-Полоцкой дороги, что смотрелось живописно, но несколько странно. Но двух истинных ферроэквинологов особенно порадовали аутентичные маршрутные таблички на вагоне, которые сейчас практически изничтожили. Правда, я таких табличек почти не помню, поэтому никаких эмоций по этому поводу не испытала. Да, аутентично, атмосферу создаёт – но никаких личных воспоминаний они во мне они не пробудили.



– Ой, а почему вагоны не из той эпохи? – разочарованно спросила я.
– Потому что не отвечают современным требованиям технической безопасности. Их нельзя использовать на действующих железных дорогах, даже на таких малоиспользуемых, как эта.
– А паровоз что, отвечает современным требованиям технической безопасности? – съязвила я.
– Ну да, вполне отвечает. Паровоз ведь железный, а вагоны были деревянные и в случае аварии представляли большую опасность для пассажиров. Железо при ударе сминается, а дерево разлетается в щепки и калечит пассажиров. Ну и пожароопасность у них очень высокая. Так что увы… Ту эпоху может представлять только паровоз.
– Понятно…
– Главное, что они поставили не здоровенный грузовой Л (Лебедянку)! Вот это было бы неправильно и неаутентично! «Сушка» более ранней эпохи выглядит гораздо лучше! Под пассажирским поездом должен стоять пассажирский паровоз!
– Ну да, логично.

Внутри сидячего вагона было очень тепло. Даже душновато. Свободных мест было много, поэтому мы все расположились возле окон и ехали очень комфортно. Сиденья хмурые и суровые, намертво прикреплены к полу, столики у кресел стальные, мощные – не то что хлипкие пластиковые столики в международных автобусах.



А ещё в вагоне был старозаветный угольный титан, так что где-то в середине пути мы достали термокружку, коробку с купажированным чаем и устроили настоящее железнодорожное чаепитие во славу Великого Паровозия!


И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки...


И вот наступил долгожданный момент – раздался печальный паровозный гудок, от которого сжалось сердце. «И короткую песню разлуки / Паровозные пели гудки» – неожиданно вспомнила я и загрустила, хотя мы-то были все вместе и никакой разлуки даже близко не было!
– А почему паровозный гудок такой печальный? Не такой, как у тепловоза или электровоза?
– Потому что это паровой тифон, а тифоны тепловозов и электровозов работают на сжатом воздухе.
- А-а-а... Понятно.

Уже потом я прочитала у nikolai-gramota, что паровозный гудок звучит не в один голос, а в несколько. Количество «голосов» зависит от количества специальных отверстий, через которые проходит пар. Так вот, «голоса» свистка могли достигать количества пяти, причём не просто настроенных на разные ноты, а на выборочные, взаимодействие которых образует красивейшие аккорды! У каждого паровоза – свой голос!

Неудивительно, что паровозный гудок стал своего рода «художественным образом» и «тянет» за собой целую цепь литературных и кинематографических ассоциаций. Вот на этом видео есть и процесс заправки паровоза водой, и гудок, и знаменитое «чух-чух-чух» – словом, все радости!



Паровоз здесь, правда, другой - та самая Лебедянка, которую выше упоминал С.

Потом где-то впереди раздалось очень узнаваемое, знакомое по старым фильмам «чух-чух-чух», что-то громко лязгнуло, над крышей заклубились облака дыма, и поезд резко тронулся с места.


Наш паровоз, вперёд лети...

– Обрати внимание, что он будет двигаться очень необычным образом, – сказал С. – Ход будет ритмичный, но при этом неровный, как бы толчками. Это особенность паровозной тяги.
И правда – поезд двигался мелкими частыми «рывками» (особенно сильно это чувствовалось при разгоне). Вначале это кажется очень странным, но вскоре привыкаешь и начинаешь воспринимать как должное.

Мне было очень интересно, как воспринимают настоящий «живой» паровоз обычные люди, поэтому я внимательно вглядывалась в лица проходящих и проезжающих – насколько их можно было разглядеть из окна поезда. Так что могу сказать с полной уверенностью – равнодушных почти не было! Смотрели с удивлением, интересом, растерянностью и даже с искренним восторгом! На переезде я обратила внимание, что трое водителей-мужчин выскочили из машин, чтобы снять на смартфоны это чудо чудное, диво дивное – проезжающий живой паровоз! И на их лицах был такой неподдельный мальчишеский восторг, что я прямо сама разулыбалась :)

Я вообще люблю сидеть возле окна, в любом виде транспорта, но в поезде на паровозной тяге это оказалось особенно интересно. Окна то и дело заволакивало дымной пеленой, снизу иногда поднимались рваные облака пара, а в вагоне стоял очень необычный запах, похожий на запах растопленной печи. Неторопливое покачивающееся движение и монотонные пейзажи за окном убаюкивали, и в какой-то момент я даже задремала. Было полное ощущение, что путешествуешь в прошлое, где жить не торопятся и время течёт совсем по-другому…


Дорога, дорога, ты знаешь так много...

Минут через сорок после отправления пришёл начальник поезда в форме МПС СССР 1950-х гг. и стал рассказывать про Бологое-Полоцкую дорогу, её историю и значение. А также сообщил, что на станции Куженкино будет бесплатная экскурсия по историческим объектам станции и вокзала. Очень рекомендовал посетить. Мы про экскурсию заранее не знали, поэтому обрадовались такому неожиданному бонусу.

– Что-то у них тут с хронотопом нелады… – съязвила я, выслушав от С. про форму начальника поезда. Сама-то я поняла, что она "историческая", но вот какого именно времени - определить бы не смогла.
– Что-что?! С каким-таким хронотопом?! Ты о чём?!
– Хронотоп – это закономерная связь пространственно-временных координат, – занудным тоном произнесла я. – А у них тут полный разброс и шатание! Паровоз 1935 года, вагоны – 80-х, а начальник поезда – в форме 50-х. Непорядок!
– Экая ты нудная… Все паровозы Октябрьской железной дороги смотрят на тебя с осуждением!

Вскоре проехали Бологое-Полоцкое. Кстати сказать, проводники нисколько не препятствовали снимать с открытой тамбурной площадки даже на коротких стоянках (обычно это очень не приветствуется), чем ферроэквинологи вовсю пользовались, резко срываясь с мест на каждой станции.



Пассажиры были и местные, едущие на выходные в свои деревни и веси. И если в Бологое и его пригородах люди явлению паровоза удивлялись, то здесь это воспринималось как должное – ну паровоз в облаках дыма и пара, ну и что? Да и был он на этой исторической дороге более чем органичен!
– Экая глухомань! – снова съязвила я. – Здесь даже паровоз раз в неделю ходит! Правда, все оставшиеся дни ходит тепловоз – но зато как звучит!
– Да, паровоз раз в неделю – это хорошо! Выразительно.


Куженкино

Наконец мы прибываем на живописную станцию Куженкино. Здесь предусмотрена получасовая стоянка и бесплатная экскурсия для пассажиров субботнего паровозного рейса. Смотреть объекты пошло где-то две трети пассажиров, треть осталась в вагоне. "Что ж вы такие нелюбопытные?!" - мысленно проворчала я. - "Как будто каждую неделю на паровозе ездите!"

Вокзал хорошо отреставрировали, он яркий и изящный, похож на терем-теремок из сказки :) Но вот что находится наверху, в башенке – так и осталось загадкой… Спросить никто из нас не догадался, увы.



Паровоз с вагонами ушёл на набор воды – к очень живописной паровозной колонке. Их изредка можно увидеть на маленьких полузаброшенных станциях, но вот встретить «живую», действующую паровозную колонку, да ещё и в комплекте с живым паровозом – это большая удача!



Указатель объектов.



На платформе нас уже дожидалась женщина-экскурсовод.



На фотографии есть и я, в своей невероятно суровой зимней экспедиционной куртке :)

Выслушав рассказ об истории станции, мы идём внутрь и начинаем осмотр с зала ожидания 1-2 класса. Да-да, даже в таких мелких вокзальчиках в 1900-х было разделение потока пассажиров на «приличных» (1-2 классы) и «нищебродов» (3-4)! Потоки (скорее, ручейки – но тем не менее) пассажиров смешиваться не должны, на приличной железной дороге так не делается!



Внутри зала. Остались как старинные деревянные скамьи с эмблемой МПС (если их, конечно, не привезли откуда-то), так и послевоенные железные – краешек синенькой виден на фото.



Там же билетная касса с керосиновой лампой и воссозданным интерьером 1910-х.



Потом публику ведут в помещение ДСП (дежурной по станции). Здесь осталась послевоенная обстановка и электрожезловый аппарат 1930-х. Очень фактурно.



Следующая точка экскурсии – керосиновый погреб. Из-за своей пожароопасности расположен на почтительном расстоянии от станции. Внутри находятся полки для бидонов с керосином и запчастей к лампам.



Фотография погреба изнутри (фото принадлежит captainmisson). У нас такой фотографии, увы, нет.



По Бологое-Полоцкой дороге сохранилось большое количество старых путейских казарм и полуказарм, а также иных ж/д построек, поэтому дорога, несмотря на заброшенность большинства зданий, очень живописная и создаёт полную иллюзию путешествия во времени. Надеюсь, со временем их тоже станут восстанавливать, и историческая дорога станет ещё более исторической.

Потом идём обратно, нас ждёт багажное отделение – оно с другой стороны вокзала. «Дама сдавала в багаж / Диван, чемодан, саквояж…» – тут же вспоминаю я.



Следующая точка похода – водонапорная башня. Конструкция её типовая для этой ветки. По рассказам, эта башня – одна из немногих, сохранившихся в годы Великой Отечественной войны.



Но самое интересное - что она действующая! Я была в восторге :) Очень люблю водонапорные башни, но ни разу в жизни не видела, что находится внутри!

Фотографии, сделанные "в чреве" башни (обе принадлежат captainmisson):

Верхняя часть:



И нижняя часть:



И после этого уже идём обратно к поезду. Здесь – заключительный объект осмотра, довоенный проект стрелочного перевода с флюгаркой.



Любопытно, что к стрелке 1930-х годов придали табличку с ятями и дореволюционным написанием :)
– Ну я же говорила! - хихикнула я. - У них тут и правда с хронотопом нелады!
– Да ну тебя с твоим хронотопом… Слова-то какие знаешь! Только Бологое-Полоцкую дорогу пугать…

Вид на наш поезд.



И паровоз поближе:



Вроде уже почти час едем под паровозом, но ощущения всё равно очень необычные – чувствуешь себя путешественником во времени…

Маленькая и уютная станция Фирово:



И вот наконец мы прибываем в Осташков…

Продолжение следует
Tags: Во славу Великого Паровозия
Subscribe

Posts from This Journal “Во славу Великого Паровозия” Tag

  • Паровозик из Осташкова, ч. 3

    Так и хочется написать: «Сейчас, в самый разгар жары, очень приятно писать про зиму, поэтому с удовольствием берусь за третью часть нашего холодного…

  • Паровозик из Осташкова, ч. 1

    «Вестник Бологое» сообщает, что на центральной улице, на отрезке между подъездом и парадной, подрались продавцы шавермы и шаурмы. Один из них…

  • Первым делом, первым делом тепловозы...

    Карельский дневник, ч. 3 Предыдущая часть здесь Я не очень люблю педантичные записи «по дням и по часам», предпочитаю выбирать отдельные…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments